О пожарной безопасности в лесах

Леса — один из важнейших природных ресурсов страны. Особенность лесов состоит в том, что они в отличие от других природных ресурсов являются возобновляемыми, что позволяет организовать практически их неистощимое использование. Между тем самым опасным явлением, приносящим лесному хозяйству непоправимый ущерб, являются пожары, в связи с чем охрана лесов от пожаров является важным направлением в сохранении их ресурсного потенциала.
 
Российское законодательство в области использования и охраны лесных ресурсов динамично изменяется на современном этапе. Это вызвано как необходимостью рационального включения лесов в гражданский оборот, охраны лесных участков, так и важностью обеспечения надлежащей реализации прав и законных интересов всех субъектов, осуществляющих лесопользование. 
 
Так, в конце 2010 года Лесной кодекс РФ был дополнен нормами о превентивных действиях, направленных на выявление факторов, приводящих к возникновению пожаров в лесах, а также на снижение рисков лесных пожаров. Введены нормы о мониторинге пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, который включает комплекс действий по наблюдению, контролю, организации системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств и т.д. 
 
Только неукоснительное исполнение действующего законодательства о лесопользовании, о защите населения и территорий от лесных пожаров субъектами данных правоотношений может привести к повышению эффективности использования лесов.
 
Индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим свою коммерческую деятельность в сфере лесного хозяйства, необходимо знать, что в соответствии с Законом Томской области от 18.02.2013 N 24-ОЗ "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Томской области" отсутствие на всех пунктах в доступном для обозрения месте наименования юридического лица (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), контактного телефона не допустимо. Содержание территории пунктов приема и отгрузки древесины в неудовлетворительном санитарном состоянии, не обеспечение соблюдения требований пожарной безопасности на пунктах приема и отгрузки древесины является грубым нарушением санитарно – эпидемиологического законодательства, а также установленных правил пожарной безопасности.
 
В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» осуществление складирования отходов производства при отсутствии проекта развития промышленного предприятия или самостоятельного обращения с отходами на предприятии является нарушением. Не допустимо также в соответствии с вышеизложенными Федеральными законами и хранение отходов на неспециализированных площадках, на площадках с отсутствием искусственного, водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, по периметру площадок должна быть обваловка.
 
Очень важным и актуальным вопросом в сфере «правильного» лесопользования является вопрос поддержания экологии леса. Так, загрязнение, захламление окружающей среды, в том числе путем размещения отходов производства, само по себе влечет негативное изменение окружающей среды, деградацию естественных экологических систем. Следовательно, неисполнение обязанности по своевременной очистке лесосек от порубочных остатков является грубейшим нарушением, в том числе и Федерального Закона «Об охране окружающей среды» и законодательства о пожарной безопасности в лесах.
 
Администрациям муниципальных образований необходимо иметь в виду, что осуществление полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта является очень важным вопросом обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.
 
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации") определено, что на период устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды, а также при введении особого противопожарного режима должны осуществляться мероприятия: по введению запрета на разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, на топку печей, кухонных очагов и котельных установок. Необходимо организовывать патрулирование добровольными пожарными и (или) населением; готовить для возможного использования имеющуюся водовозную и землеройную технику; проводить разъяснительную работу с гражданами о мерах пожарной безопасности и действиях при пожаре.
 
На территории сельских поселений, а также на расстоянии менее 100 метров от лесных массивов запрещается запускать неуправляемые изделия из горючих материалов, принцип подъема которых на высоту основан на нагревании воздуха внутри конструкции с помощью открытого огня. Под запретом действия граждан, направленные на сжигание стерни, пожнивных остатков, разведение костров на полях.
 
Нарушение гражданами норм указанного законодательства влечет за собой дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.
 
Руслан Будников, помощник прокурора Каргасокского района.
Великие имена Совет Муниципальных образований Томской области Томское время Меры поддержки сельхозкооперации Каталог сельхозпродукции Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области Карта убитых дорог bus.gov.ru Электронная Госслужба Национальный антитеррористический комитет Вашконтроль.Ру Нормативные правовые акты в Российской Федерации Портал государственных услуг Банк данных исполнительных производств Программа стимулирования кредитования субъектов МСП Переподготовка граждан с трудоустройством в сферу образования Официальный интернет-портал правовой информации Департамент труда и занятости населения Томской области Портал открытых данных РФ Фонд социального страхования Корпорация МСП